Образовательный проект Леонида Некина

Главная > Образование > Письмо >

Позаботятся ли в школе о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно?

Научить писáть — это посложнее, чем научить читать.

Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание — «грамотный почерк», — для того чтобы подчеркнуть, что грамотность — это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Чего ожидать от школы?»

Ну что ж, давайте заглянем в школу и посмотрим, как там учат писать.

Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.

Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими — в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».

С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое — в лучшую сторону, второе — в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.

Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.

Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме — «умножение на многозначное число».

 

Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же — три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, — как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».

Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети — это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием — чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.

Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят — на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.

Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.

Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.

Кстати, знаете ли Вы, уважаемый читатель, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:

Орфограммы — это написание слов по определенным правилам. <Например,> большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это орфограмма.

Кто понял, что такое орфограмма, — поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это написание слова по определенным правилам.

В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:

Лестница между двумя этажами — это строительство дома по определенным правилам.

Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.

Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша — это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей — это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши — это орфограмма. Буква е в слове тетрадь — это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово — тетради, — и это опять-таки орфограмма».

Где уж тут уследить за красивостью почерка!

Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.

23.03.2007, отредактировано: 10.08.2018

 

 

Вопросы и комментарии

14 мая, 2022 - 14:46

Ольга

Здравствуйте, Леонид!
Бывают ли автоматические перьевые ручки, такие же тонкие как классическое перо?
Те, что мы покупали, имеют шарик на конце (хоть оно и рассечено) и пишут довольно толсто, в результате чего регулировать толщину линии не имеет смысла.

18 мая, 2022 - 09:34

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Не знаю.

 Ответить  

1 февраля, 2021 - 13:05

Елена

Добрый день, подскажите пожалуйста а генераторе прописей нет частой косой линейки, частая косая только для алфавита?

1 февраля, 2021 - 22:43

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Есть, но имеются особенности. На равномерную косую линейку шрифт не ложится, так как размер букв разный. Тут есть две возможности. (1) Вы делаете равномерную, но очень частую косую линейку, например с периодом 1 мм. (2) Или же вы делаете такую линейку, которая в точности соответствует буквам, но она получается неравномерной. Все это задается в настройках:
(1) Настройки/Линейки/Равномерные косые, Настройки/Линейки/Периодичность и (2) Настройки/Линейки/Побуквенные косые.

 Ответить  

20 марта, 2020 - 17:31

Обведи и попроб...

Маша и Саша
Лиза и Саша
Лиза и Маша
Лиза учиться в школе
И Маша учиться а школе
А Саша ходит в садик
Мама и папа
Бабушка и дедушка

 Ответить  

9 сентября, 2019 - 12:11

Татьяна

Добрый день! Подскажите, купить пропист возможно или они только в электронном виде? Спасибо

9 сентября, 2019 - 23:56

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Только в электронном виде.

1 ноября, 2019 - 12:51

Елена

Добрый день. Напечатанные прописи 1947 г. для 1,2,3 класса и тетеради с соответствующей линовкой и из хорошей бумаги есть у издательства "Концептуал", еще можно купить на сайте "Сталинские учебники".

 Ответить  

8 сентября, 2019 - 10:53

Людмила

По каким Прописям лучше обучать ребёнка с ДЦП?

9 сентября, 2019 - 23:58

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Если это вопрос ко мне, то - не знаю.

 Ответить  

30 мая, 2019 - 13:05

марина

спасибо!

 Ответить  

17 апреля, 2019 - 13:28

Николай

Прописи просто супер. Что я раньше вас не нашел (

 Ответить  

24 февраля, 2019 - 18:43

ирина

классно! Только слова благодарности!

 Ответить  

3 января, 2019 - 00:03

Аngela

Очень интересный сайт, спасибо! Продолжаю его исследовать, польза очевидная!

 Ответить  

24 сентября, 2018 - 22:57

Руслан

Тоже столкнулся с подобным. Сначала прошу "набить" руку в черновике, потом уже выставлять в пропись. Только вот в черновике он пишет более - менее нормально, смело, а в пропись, дрожащей рукой выводит каракули. И места там на 5 - 10 букв и линовка отличается от тетрадной. В итоге только последняя буква в строке выглядит сносно. В целом - ужасающе. Интересно это у всех так?

 Ответить  

8 августа, 2018 - 10:06

Gulja

Здравствуйте, Леонид! Вы пишите, что ваши прописи не подходят для левшей. А что вы посоветуете для исправления почерка у левши? Как научить красивому почерку левшу, посоветуйте, пожалуйста. Спасибо!

9 августа, 2018 - 17:22

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

В ближайшие дни выставлю здесь генератор прописей, которые подойдут и для левшей. А если хотите быстро, напишите мне на e-mail, я вам вышлю ссылку частным порядком.

17 августа, 2018 - 11:37

Гость

Спасибо большое! Я Вам написала.

4 сентября, 2018 - 22:53

Гость

Можно тоже, пожалуйста, Ваши прописи мне на почту. Буду благодарна. ****@mail.ru

5 сентября, 2018 - 23:39

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

1. Если вы хотите, чтобы я выслал вас что-то на почту, то пишите мне, пожалуйста, об этом на почту же. Потому что здесь любой человек может написать любой адрес - необязательно свой. Из соображений вашей же безопасности я заменил ваш адрес на звездочки.
2. Генератор прописей, о котором речь, уже давно доступен здесь на сайте. Вот ссылка: https://nekin.info/prog/primo-manual.html

 Ответить  

8 февраля, 2018 - 11:54

Ольга

Здравствуйте, Леонид! Прочитала я статью и полностью со всем согласна. Но у нас проблема в другом. Сын сейчас в первом классе. На подготовке и в школе писал и пишет красиво, учительница поднимала прописи и показывала всему классу. Прописи закончили и перешли на тетради... А теперь нужно писать очень быстро и он не успевает. Заканчивает на полуслове и пишет дальше. О том, что можно всё это дописать после урока, до него не доходит. Да я и не виню его в этом, т.к. считаю, что на перемени тоже нужно отдохнуть. В результате у нас все тетрадки в красных записях учителя "ай-ай-ай!!!" и "не успел!" Получается, что я теперь должна посоветовать сыну "наплевать" (извините) и забыть, как писать красивые буквы, писать, главное, БЫСТРО, НО КРИВО. Что Вы можете посоветовать? Как научиться писать быстро, но сохранить аккуратность?

17 февраля, 2018 - 12:56

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

То, что школа делает с детьми - это форменное издевательство. Я в подобных случаях (а у меня подобные случаи были) советую ребенку наплевать - только не на свои красивые буквы - а на дуру-учительницу со всеми ее красными "ай-ай-ай". Но это трудный путь - отстаивать право своего ребенка быть самим собой, на то, чтобы развиваться в своем собственном темпе и не прогибаться перед уничтожающим абсурдом школьной системы. Не знаю, настолько это Вам подходит. На то, чтобы научиться писать быстро и аккуратно, нужно время, а мгновенно вы это не сделаете никак.

14 марта, 2018 - 12:23

Ольга

Спасибо, Леонид, за Ваш ответ и совет. Да, я с Вами согласна и мне это подходит.Да и сыну, думаю, тоже такой путь больше подходит. Он уже сейчас упрямо стоит на своём и имеет свою, достаточно твёрдую точку зрения во многих вопросах, но прислушивается к моим убеждениям. Тут же ещё дело в той системе (неустоявшейся), которая давит на нас и пытается прогнуть не понятно подо что. Маленькому человеку предстоит выстоять в этой системе и не сломаться... Но это опыт, а опыт - дело хорошее.

 Ответить  

8 января, 2018 - 07:04

Алена

Здравствуйте, Леонид! Благодарю вас за прописи! Сын по ним занимается. Очень нужен ваш совет, помогите пожалуйста!
Сын на семейном в первом классе, в конца года нужно сдавать контрольные для перехода во второй класс. Но с письмом он очень отстает, еще не все буквы даже научился КРАСИВО писать. Т.к. я старалась не торопить его, ак это делают в школе, но получилось, что сильно отстали. Что вы порекомендуете: усилить занятия, или может быть можно год пропустить и сдавать контрольные во втором классе. Не знаю только возможно ли это. Вообще, в норме, ребенок к концу первого класса должен уметь писать диктанты?
Заранее благодарю за ответ!

10 января, 2018 - 10:43

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Ситуация у вас действительно не простая. С одной стороны для выработки хорошего почерка важно не торопиться и сперва хорошенько научиться писать каждую букву в отдельности - да еще чтоб это было в удовольствие, а не через слезы. С другой стороны - пропускать год? То есть если речь идет о том, чтобы просто написать контрольные попозже, то почему бы и нет? А если при этом придется остаться сидеть в первом классе - и потерять год, то такой вариант я бы назвал крайне нежелательным - его, на мой взгляд, следовало бы избегать любой ценой. Тут всё зависит от вменяемости учителей - хорошо бы с ними поговорить на эту тему.

9 февраля, 2018 - 16:09

Алена

Леонид, Большое вам спасибо за ответ! Есть вариант сдавать через интернет аттестацию, там писать не нужно. И за последний месяц, сын начал более-менее писать, конечно корявенько, но для сдачи экзамена, думаю, будет достаточно. И будет тогда дополнительно отрабатывать письмо отдельных букв.

 Ответить  

17 октября, 2017 - 11:19

ольга

Здравствуйте,мы учимся по программе гармония.Дети уже переписывают с доски слова,но я не понимаю одного-они еще не знают письменные буквы ,а слова переписывают,это как?

21 октября, 2017 - 08:39

кудреватова Люд...

К сожалению, современная школа часто игнорирует один из важнейших этапов обучения-этап овладения грамотой.Предполагается, что дети уже умеют читать и писать,поэтому этот важный аспект просто пропускается.При этом часто сам процесс обучения отдаётся на откуп родителям или ещё кому-то, кроме учителя.Прочтите по этому поводу мою статью в интернете "Похвальное слово букварю".

 Ответить  

21 октября, 2017 - 08:32

Кудреватова Люд...

К сожалению,современная школа часто игнорирует самый важный этап обучения -это этап обучения грамоте.Предполагается, что дети уже умеют читать и писать, поэтому обучать грамоте нет необходимости. Прочтите по этому поводу мою статью "Похвальное слово букварю".

 Ответить  

5 октября, 2017 - 16:16

Оксана

мне нужна програма письма то что задаёт учитель писать детям домой

5 октября, 2017 - 16:28

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Интересно, что сказал учитель, когда вы попросили его дать вам такую программу?

 Ответить  

7 сентября, 2017 - 22:08

Гость

Здравствуйте, Леонид!
Год назад я познакомилась с вашими прописями. Вы, надо отметить, совершили революцию в обучении графике. Почему я так считаю? Обучая этому много лет школьников. а теперь и иностранных студентов, я всегда сталкивалась с отсутствием адекватных прописей. Благодаря вашей разработке я получила возможность моделировать прописи так, как мне это удобно. По вашим прописям можно учить и буквам, и правильному соединению букв, и написанию слов. Появилась у меня мысль сделать небольшое пособие по графике для своих учеников. Планирую использовать ваш шрифт primo, естественно. Хотела спросить, если издать такое пособие (не на продажу, естественно, а для использования внутри учебного заведения) будет ли это нарушением ваших авторских прав? Можно (нужно) ли получить ваше официальное разрешение на использование шрифта? Как это можно сделать? Огромное спасибо за внимание.

8 сентября, 2017 - 14:29

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Такие вещи лучше обсуждать по e-mail. Мне можно написать по адресу nekin@yandex.ru

11 сентября, 2017 - 21:33

Гость

Спасибо за е-мейл! Я написала вам на почту.

 Ответить  

6 мая, 2017 - 17:55

Юлия

В чем отличие ручки ring pen от pen again?

27 декабря, 2017 - 20:46

Гость

Незнаю

 Ответить  

17 ноября, 2016 - 12:53

Юлия

Здравствуйте, Леонид.
У нашего ребенка ДЦП. Ребенок еще не бегает но уже ходит и самостоятельно выполняет брахиацию... Занимаемся по Доману... Делала свои прописи с прямыми буквами как по Монтессори. Начали с обводки больших прописных букв и постепенно уменьшили шрифт до 3 см. Прописные буквы размеров в три сантиметра обводить научились, но написать сам ребенок ещё ничего не может... Хотя читает с 2 лет и говорит. Увеличила фрагменты ваших прописей. Начали со скрипом продвигаться по первым страницам... Есть ли у вас подобные прописи с цифрами? Очень нужны. Времени не хватает на то, чтобы сделать всё самой, поскольку очень много времени уделяется физической программе по Доману... Цифры обвести он может, но написать сам может только единицу...
Огромное спасибо ваш труд с прописями!!!

17 ноября, 2016 - 18:58

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Прописи с цифрами - здесь:
http://nekin.info/math/arifmeticheskiye_primery.htm

25 ноября, 2016 - 16:38

Юлия

Огромное СПАСИБО!!!

 Ответить  

7 ноября, 2016 - 17:51

Лана

Добрый день, Леонид! Посоветуйте, пожалуйста, чем лучше для ребёнка начинать писать в прописи? Карандаш, ручка (шариковая, гелевая, перьевая)? Спасибо.

7 ноября, 2016 - 20:07

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Своим детям я даю капиллярную ручку, но многие предпочитают карандаш. Подробности здесь: http://nekin.info/e22.htm

 Ответить  

19 октября, 2016 - 15:49

сания

У меня внук учиться вовтором классе он не умеет читать и писать помагите.

19 октября, 2016 - 15:59

сания

Внук пишит я немогу прочитать что он пишит он пишит печатными буквами.

21 октября, 2017 - 08:15

Кудреватова Люд...

Могу помочь по скайпу. Попробуйте выйти на меня в скайпе по нику Кудреватова Людмила Николаевна. Занимаюсь коррекцией с проблемными детьми с 1994 года.Научила писать и читать около 400 детей.

 Ответить  

20 мая, 2016 - 21:35

Николай Николаевич

Во-первых, спасибо Вам большое!
Далее о дошкольном обучении.
А думали ли ли Вы о том, чтобы начинать с писания огромных, очень больших и просто букв и текстов. Это позволило бы закрепить образы букв и разных шрифтов.
Было бы интересно обсуждать чужие почерки, примерно так как изучают чужие фотографии.
Можно было бы попробовать выявлять закономерности чужих почерков...
Кроме того, встречал упражнение на закрепление навыков.
Итак, вопрос о целесообразности начинать с больших букв.
Имею предложение сделать варианты ваших шрифтов с показом направления движения.
Вижу, что в стране есть опыт альтернативного обучения правописанию, предлагаю развивать это начало.
С почтением. Мне 70 лет, в Москве, забочусь о внуках.

22 мая, 2016 - 08:52

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Предложение хорошее, я обеими руками за. Но уточните, пожалуйста, кто должет это делать? Вы? Я? У Вас есть еще кто-то на примете?

 Ответить  

7 января, 2016 - 13:44

Юлия

Я учусь в седьмом классе. По русскому языку у меня стоит пять, то есть с орфографией проблем нет. Но вот красиво писать у меня, увы, не получается. Поэтому решила найти какие-либо советы в интернете.
Если с детьми дела обстоят более ли менее, то со взрослыми сложнее. Так как, взрослому человеку уже состоявшейся личности, с уже сформировавшимся почерком будет сложнее переучиваться. Могу для этого дать лишь несколько полезных советов без ненужной информации:
1. Правильно сесть. Надеюсь, что все помнят как правильно садиться за парту? Нас всех этому учили.
2. Лично сой почерк ещё может зависеть и от самой модели ручки. Поэтому советую взять несколько разных ручек, для того, чтобы выяснить какой ручкой вам легче и лучше всего писать.
3. Бумагу советую использовать обычную, то есть обычный тетрадный линованный лист.
4. Если вы хотите только усовершенствовать свой почерк, то лучше будет, если вы попросите кого-нибудь помочь вам. Ваш помощник будет диктовать вам текст, а вы будете его записывать, стараясь делать это красиво и быстро одновременно.
5. Если вы хотите научится заново писать, что будет сложнее и займёт больше времени, то вы можете купить в канцелярском магазине детскую пропись.
6. Кстати, если получится так, что помочь вам будет некому, то вы можете сами записать свой голос на диктофон, а потом включить запись и писать под свою же диктовку, выбранный вами текст (сама так делала). Главное, чтобы текст был вас понятен, а диктовка была не слишком быстрой.
Успехов вам в выравнивании своего почерка!)

 Ответить  

20 апреля, 2015 - 11:24

динара

я в 4 классе как мне научится красиво писать за 1 день

18 марта, 2017 - 16:02

Лали

мне 10 лет и я писала отвратительно а теперь идиально надо просто тренироватся

 Ответить  

28 февраля, 2015 - 13:45

Гость

Не задевайте больные места. Все это грустно и печально и все идет к тому, что придется каждому жителю выдавать свой персональный переводчик, чтобы его понимали другие. Очень жаль, что организацией образования занимаются необразованные люди.

Страницы: 1  2   >  >>