Образовательный проект Леонида Некина

Полный курс АНГЛИЙСКОГО и НЕМЕЦКОГО

Бесплатно. В интернет-группе. Жать сюда!

Главная > Образование > Письмо >

Особые прописи, написанные шрифтом Tempo, помогут выработать быстрый красивый взрослый почерк

 

Обучая письму, традиционная школа последовательно придерживается двух своих основополагающих принципов: во-первых, обучать неэффективно, а во-вторых, обучать не тому, что могло бы пригодиться в дальнейшем. В самом деле, так ли уж часто в реальной жизни возникает необходимость написать что-либо каллиграфическим шрифтом?

Очень скоро школьники обнаруживают, что если они станут выводить буквы именно так, как их учили в первом классе, то они в буквальном смысле слова превратятся в неуспевающих учеников. Им поневоле приходится как-то переиначивать начертания букв, чтобы ускорить процесс письма. Это происходит совершенно стихийно, под девизом «кто во что горазд», безо всякой помощи со стороны учителей. В результате такого переиначивания вырабатывается индивидуальный почерк, и неудивительно, что он далеко не всегда оказывается хорош.

Я предлагаю целенаправленно обучать детей не только каллиграфическому, но и (гораздо более практичному) беглому письму. Для этого нужны особые прописи, которые написаны красивым взрослым почерком. С этой целью я разработал еще один (TrueType) шрифт под названием Tempo, который и представляю на этой странице. Он выглядит следующим образом:

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

В принципе, этим шрифтом можно написать безотрывно любое слово русского языка. Но на практике, это делать совершенно необязательно. Если ваш способ держать ручку больше похож на «модерн», чем на «классику», то ваша рука поневоле передвигается по листу бумаги скачками. Во время этих скачков ручка неизбежно отрывается от бумаги. А раз так, то и писать соединительную линию, на которую пришелся такой отрыв, разумеется, не нужно. Весь смысл соединительных линий состоит в том, что они позволяют писать безотрывно и за счет этого увеличивать скорость письма. А если отрыв всё равно произошел, то никакого смысла в соединительной линии нет.

Для работы со шрифтом следует воспользоваться генератором прописей «Primo-Tempo»

15.08.2008, отредактировано: 10.08.2018

 

 

Вопросы и комментарии

9 сентября, 2018 - 17:13

Роман

Позвоните мне, пожалуйста, по этому номеру 8(495) ***-**-**

9 сентября, 2018 - 18:01

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Ваша настойчивость достойна уважения. Связаться со мной можно по адресу nekin@yandex.ru. А хранить чьи-либо личные данные (к каковым относится и номер телефона, даже если это действительно ваш номер) в отрытом доступе на этом сайте - не в моих правилах. Пришлось мне вместо цифр поставить звездочки.

 Ответить  

4 сентября, 2018 - 21:28

Юлия

начале лета, мы с Толиком каждый день читали по 10-15 минут наши скороговорки/потешки. Очень много новых сложных слов и поеятий. Объясняла, его учила рассказывать о чем прочитал. И рыдал и вопил, и страдал…
На данный момент, он первоклассник. Уровень понимания прочитанного, да и само чтение/произношение - на порядок выше нашей Леры третьеклассницы!

 Ответить  

20 января, 2018 - 01:46

Денис

Здравствуйте, у меня, после распечатки полосатых прописей, серые строки для обводки по насыщенности оказываются такого же черного цвета, что и верхние. Да так, что их совершенно не отличить друг от друга, будто продублированы. Проблема в принтере? Или можно решить программно?

21 января, 2018 - 19:07

Денис

Проблему с серым цветом решил, нужно было в настройке печати сменить качество с общего на публикацию. Теперь, уже во время работы с прописями, появилась такая проблема, конкретно с буквами "а" и "д". В этом шрифте при некоторых соединениях линия их рисовки идет по нижней части строки. То есть, к примеру, у буквы "о" стартовая точка находится слева посередине, как и у других букв. А вот у "а" и "д" она сразу идет вниз, без подъема. Я бы сказал, что у всех остальных букв есть конечная точка, которая как раз примерно находится посередине строки, она же и стартовая для следующей буквы в слове. Лично у меня соединение большинства букв как раз происходит в виде дуги, которая идет от низа строки к середине, далее следует написание следующей буквы. А вот если следующая "а" или "д", то только потом понимаешь, что не надо было делать дугу, а сразу вести линию по низу. Но дуга-то уже сделана, и получается не очень красиво. Помогите, пожалуйста, советом.

24 января, 2018 - 12:16

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Букву "а" обычно пишут как букву "о" с дополнительным крючком. Вы так ее и привыкли писать. На мой взгляд, более рационально ее писать как букву "е" с дополнительным крючком - при этом надо совершать меньше движений, они более плавные, за счет этого можно увеличить скорость письма. Имеет ли вам смысл переучиваться? На этот вопрос можете ответить только вы сами. Попробуйте писать по-новому, и если вы почувствуете что это не ваше, то не стоит себя насиловать - оставайтесь верным самому себе!

25 апреля, 2018 - 19:12

Денис

Леонид, спасибо за ответ, позвольте спросить ещё вот что:

цифра 5 единственная, которая пишется с отрывом от бумаги?

как правильно передвигать руку при длинных словах, когда кончается запас хода кисти? Нужно отрывать ручку от бумаги, передвигать кисть на новое место? Или заранее выбирать определенный угол наклона кисти, чтобы его хватило на слово любой длины?

26 апреля, 2018 - 00:02

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Да, 5 - единственная цифра, которая пишется с отрывом от бумаги.

Когда кончается запас хода кисти, ручку надо отрывать от бумаги, соединительных линии между буквами делать при этом не нужно. Впрочем, это относится только к случаю, если вы держите ручку способом "модерн", когда опора идет на ребро ладони и мизинец. А если держать ручку способом "классика" с опорой на кончик мизинца, то тогда без проблем можно руку передвигать непрерывно, и запас хода кисти никогда не кончается.

 Ответить  

13 января, 2018 - 12:24

fost

Моим внукам 4 и 5. Им нужно начинать с типа PRIMO, или сразу можно с беглого письма, типа TEMPO?

Будут ли упомянутые ваши шрифты работать с word 2016?
С уважением. Николай

15 января, 2018 - 22:44

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Начинать лучше с прописей для начинающих: https://nekin.info/e24.htm - примерно за год до поступления в школу. А будут ли работать шрифты с Word 2016? - не проверял.

 Ответить  

21 ноября, 2017 - 20:29

Людмила

Внук левша. 11 лет Почерк стал после 4 класса ужасный. чтобы тренировать почерк надо вначале только обводить по прописям? А когда в чистой строчке надо писать?
С уважением Людмила

14 декабря, 2017 - 17:42

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Я предоставляю возможности: обводить или писать по образцу в чистой строчке. И выбирать из этих возможностей - дело ваше.

 Ответить  

27 января, 2017 - 17:01

Надежда

Здравствуйте! Использую Ваши файлы для исправления почерка! Вот теперь прошу , если есть у Вас прописи или советы для леворуких? Спасибо за понимание. Буду признательна за ответ и практическое руководство. С уважением, Надежда

28 января, 2017 - 13:16

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Сожалею, но никакого опыта по части письма левой рукой у меня нет.

 Ответить  

5 декабря, 2016 - 21:59

Mafija

Огромное вам спасябо)))

 Ответить  

5 декабря, 2016 - 07:23

Мурад

на ворде 2013 шрифт отображается коряво .... печалька

5 декабря, 2016 - 14:18

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Он в любом ворде отображается коряво, если пытаться использовать его как обычный шрифт. Если же следовать инструкциям по его примененю, то он либо отображается правильно, либо - если макрос по какой-то причине не работает - не отображается вовсе.

6 декабря, 2016 - 14:42

muradx

у меня оказывается не срабатывала комбинация клавиш , ручной запуск макроса после вставки текста поправил дело )) Спасибо ))

 Ответить  

1 декабря, 2016 - 13:35

Виктория

Огромное Спасибо!!!

 Ответить  

17 сентября, 2016 - 18:22

Дмитрий

Спасибо, Леонид за прекраснейший способ исправить почерк. Мне 39 лет, пишу "как курица лапой". Распечатал стопку стихотворений и каждый день обвожу по странице. Заметил, что в обычном письме начал использовать буквы из шрифта. Первые страницы моей стопки ужасны, но с каждым разом дела всё лучше и лучше - вырабатывается моторный навык.

Есть вопрос как к автору шрифта и этой замечательной методики. Хочу, дабы закрыть вопрос, напечатать прописи, чтобы выделить каждой букве лист. Сами буквы отдельно - это хорошо, но значение имеют скорее сочетания. К примеру, почти всё с буквой "т" - "та", "то", "те".
Я пока обвожу "Энеиду" Котляревского, выписываю сложные случаи на поля. Но, может есть какой-то список сочетаний, с которыми лучше тренироваться отдельно?

Или не заморачиваться и продолжать выписывать на поля, а затем - практика, практика и практика?

18 сентября, 2016 - 09:31

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Идея составить список сочетаний представляется очень здравой, но она пока нереализована. Во всяком случае у меня такого списка нет.

18 сентября, 2016 - 22:14

Дмитрий

Я посидел, убил кучу времени, но составил для себя прописи, на каждую букву - по странице.
Делалось для себя, чтобы не обойти ни одно сочетание. Но, не знаю, а вдруг ещё кому-то пригодится.

https://dl.dropboxusercontent.com/u/943904/tempo.doc

24 января, 2017 - 17:44

Владимир

Спасибо за труд, думаю пригодится, только один вопрос, у меня в либре отображается как то странно, по отношению к строчкам, как будто немного выше, или так и надо, поясните. Еще раз спасибо.

25 января, 2017 - 09:11

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Нет, немножно выше быть не должно, должно быть точно. Убедитесь, пожалуйста, что в тексте нет никаких посторонних (например латинских) символов и что при вставке текста вы это сделали без сохранения форматирования. Имейте также в виду, что при печати достигается значительно большая точность, чем при просмотре на экране.

26 августа, 2018 - 14:15

Руслан

Здравствуйте! Как-то в крмментариях один из ваших посетителей написал это:" Я посидел, убил кучу времени, но составил для себя прописи, на каждую букву - по странице.
Делалось для себя, чтобы не обойти ни одно сочетание. Но, не знаю, а вдруг ещё кому-то пригодится.

https://dl.dropboxusercontent.com/u/943904/tempo.doc"
К сожалению, ссылка не рабочая. У Вас случаем не осталось ли этих материалов?
Заранее спасибо!

27 августа, 2018 - 11:03

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Нет, тех материалов у меня не сохранилось. Но таблица всех буквосочетаний у меня есть. Насколько она будет полезна для тренировки, решать вам:
https://drive.google.com/open?id=1RhU-yLcvG-6F5AGOhCyGc2DeAyrsAiXd

 Ответить  

2 августа, 2016 - 01:57

Ксения

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, как справится с проблемой, когда обработанный текст (черные строчки и серые для обводки) не лежат на отведенных для них полосках? Все делаю по инструкции: разрешаю макрос, копирую текст, выделяю, нажимаю ctrl+alt+1, а потом ctrl+alt+3 - все, выходят за рамки(((. Или дублируются....хотя нужна только одна такая строка. Последнее происходит, когда делаю пропуск чистой строки для самостоятельной пробы написать.
Спасибо!

2 августа, 2016 - 10:44

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Причина, по которой текст не лежит на линейках, скорее всего в том, что в тексте присутствуют какие-то посторонние символы - не из русского алфавита. Что именно дублируется - я не понял. Макрос ctrl+alt+3 для того и создан, чтобы дублировать текст. Один дубль - черный, один - серый и еще автоматически добавляется пустая строка для самостоятельного написания текста. Рекомендую потренироваться с короткими, самостоятельно набранными текстами, чтобы понять, как это всё работает. Если проблемы останутся, Вы можете прислать мне проблемный файл по e-mail (nekin@yandex.ru).

 Ответить  

13 мая, 2016 - 12:15

Денис, Запорожье

Здравствуйте у меня не получается разобраться с шрифтом
я скачал tempo.doc (открыл, дал все разрешения) написал фразу выделил и нажал ctrl+alt+1 и получились какие то прямоугольники, алсо при этом в скачанном primo.doc все работает как надо.
Что может быть, как можно исправить?
Word2010 у меня

15 мая, 2016 - 21:10

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

С похожей проблемой уже приходилось сталкиваться. См. http://nekin.0pk.ru/viewtopic.php?id=61&p=4#p1340 и далее посты этого же автора. Мы долго с этим разбирались, и вот решение: http://nekin.0pk.ru/viewtopic.php?id=61&p=5#p1368

 Ответить  

30 апреля, 2016 - 02:29

Матильда

Уже сама разобралась, можно не отвечать. Леонид, большое вам спасибо за вашу работу!

5 декабря, 2017 - 11:59

наташа

надо обвадить пропись для взрослых

 Ответить  

30 апреля, 2016 - 02:09

Матильда

Добрый день! Подскажите пожалуйста, как справиться со следующей проблемой: Когда набираю текст (первая черная строчка, а потом добавляю серую для обводки), то все помещается "в границах" только первых двух строк. Остальной текст "ползет", игнорируя расчерченные линейки, вписывается слишком сверху (до линии еще милиметра 4) или прямо поверх линии, которая его пересекает. Пробовала играть с масштабом - боюсь 9 будет слишком мало для хорошего восприятия глаза (мой ребенок носит очки), а 11 хорошо умещается только на первых двух строках. Как быть?

 Ответить  

2 ноября, 2015 - 17:20

Всеволод

Каракули

 Ответить  

2 сентября, 2015 - 10:52

юлия

добрый день!скачала ваши прописи,как ими пользоваться? обводить ? или глядя на них переписывать

2 сентября, 2015 - 13:29

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

И то, и другое. Для этого хорошо подходит "полосатый" вид, который генерируется автоматически нажатием <Ctrl>+<Alt>+3 (Отмена "полосатости" - <Ctrl>+<Alt>+4).

 Ответить  

13 июля, 2015 - 08:08

Анна.

Леонид, здравствуйте. Мне 14 лет и у меня ужасный почек, не читабельный и не аккуратный. Сейчас лето и я хотела бы его (почерк) исправить, как это слетать?
Самая главная проблема состоит в том, что я левша, и из-за этого текст смазывается. Чтобы было более менее аккуратно, мне приходиться либо неестественно выгибать руку или писать так, что буквы смотрят влево, а это мне не нравится, помогите пожалуйста.

13 июля, 2015 - 12:25

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Выбрать между удобством расположения руки при письме и наклоном букв можете только Вы сами. Лично я бы выбрал удобство. В интернете полно картинок того, как левши держат ручку, например,
http://facts.net/left-handed/#foobox-3/0/Left-handed-presidents.jpg
Можете что-то взять за образец. После того, как Вы с этим определитесь, остается только тренироваться. Вначале медленно, но красиво. А потом всё быстрее и быстрее.

 Ответить  

12 июля, 2015 - 20:47

Анна.

Здравствуйте, мне 14 лет и у меня ужасный почерк. Текст непонятный и неаккуратно выглядит. За лето я хотела бы исправить его, что для этого нужно сделать? Просто самая главная проблема заключается в том, что я - левша, и из-за этого текст смазывается.

 Ответить  

2 июня, 2015 - 11:08

Денис

Леонид, здравствуй!Мне нужно понять откуда начинать писать разные буквы вы не можете прислать видео? derikhero@gmail.com

2 июня, 2015 - 11:38

Денис

да и не могли бы вы скинуть этот шрифт в world его нету а найти в интернете не могу

2 июня, 2015 - 23:19

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Какой шрифт? Какой world? Скинуть в world или нету в world? Как ни крути, всё бессмыслица получается. Вы о чем?

26 августа, 2015 - 20:53

Денис

Tempo,Ms World когда я скачиваю ваш шрифт и ставлю его в World пробую написать у меня буквы пишутся слитно я про бывал написать другим шрифтом а потом выделить и поставить на Tempo всё равно та же проблема

26 августа, 2015 - 20:59

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Проблема эта мне хорошо знакома. Ее испытывают люди, которые не читают инструкции по применению шрифта. Правда, для Tempo нет специальной инструкции, но она такая же, как и у шрифта Primo с точностью до замены Primo -> Теmpo. Прочитать же инструкцию для шрифта Primo можно здесь:
http://nekin.info/pro/primo.htm

29 августа, 2015 - 09:30

Денис

Леонид у меня не работает команда <Ctrl>+<Alt>+1 в настройках посмотрел <Ctrl>+* а когда нажимаю 1 меняется контитул но всё же я нажал кнопку 3 выделил сделал мою комбинацию а она не меняется а переноситься на 1 которая внизу страницы вот так вот

29 августа, 2015 - 14:40

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Честно говоря - с трудом понимаю, о чем речь. Так что прежде чем отвечать, хотел бы уточнить. Когда Вы нажимаете на комбинацию <Ctrl>+<Alt>+1, шрифт выделенного текста не преобразуется в Tempo, а вместо этого происходит что-то другое - что-то типа того, что выделенный текст переносится в нижний колонтитул. Так?

31 августа, 2015 - 09:43

Денис

да

31 августа, 2015 - 09:50

Денис

и комбинация другая ctrl+*+3.И работаю я в OpenOffice.org.Значит это баг 1. Макросы ToPrimo и ToTimes заменяют обрыв строки (↵) на окончание параграфа (¶).

31 августа, 2015 - 10:58

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

С каким шрифтом Вы работаете: с Primo или Tempo? В Word или OpenOffice? Макроса для Tempo в OpenOffice у меня вообще нет. А работать с Primo в Word и OpenOffice - это не одно и то же.

 Ответить  

31 мая, 2015 - 01:46

Денис

Леонид, здравствуйте! Прежде всего, - спасибо Вам за данный сайт!
Мне 26 лет и, как и предыдущему автору, мне не нравится мой почерк... я бы сказал, что он ужасный. Есть желание исправить свой почерк, главное - что бы этого желания хватило до видимых результатов)
Предыдущему автору вы лаконично ответили "можно"... Порекомендуйте пожалуйста - как же именно?
1. Достаточно ли работы с прописями на основе шрифта Tempo? Или необходимы дополнительные работы? (упражнения постановки руки и т.п.)
2. В каком формате необходимо проводить работу? Достаточно ли ежедневной работы над прописями, допустим, по 1 часу вечером? Основываясь на Вашем опыте, как скоро должен быть видимый результат?
3. Мой почерки обрывистый (не все буквы соединяются) и более заимствует написание печатных букв. При этом, написание буквы "т" совпадает с буквой "т" Вашего шрифта, что радует. Но написание буквы "р" отличается в том, что я пишу эту букву буквально как печатную (извиняюсь за тавтологию :)
И многие другие буквы отличаются по написанию...
При работе над прописями, на основе шрифта Tempo, начертания буквы действительно изменяться? Или стоит искать другой шрифт, схожий по начертанию букв? (с той целью, что бы "не мучиться" попросту?)

Страницы: 1  2   3   >  >>