Образовательный проект Леонида Некина

Домашнее образование в дополнение к школе: идеи, методики, материалы

Я не являюсь сторонником модных ныне методик, которые позволяют учить двухлетних детей разным наукам. Такие методики неизменно ассоциируются у меня с пилочкой для ногтей, с помощью которой родителям предлагается подшлифовать детские умы перед тем, как подставить их под кувалду общественного образования. Ранний старт оправдан только в том случае, если он предусматривает подобающее продолжение. Когда «педагоги-новаторы», смогут внятно объяснить, где, чему и как будут в дальнейшем обучаться те дети, которые прошли через систему «раннего развития», только тогда их новаторство будет представлять интерес для ответственных родителей. А пока — меня вполне устраивают традиционные сроки обучения.

Другой вопрос: можно ли образование детей доверить школе? Я слишком хорошо знаю, что такое школа: я сам в ней когда-то «учился», и с тех пор ситуация явно не сделалась лучше. Мои дети тоже ходят в школу, но надежды на то, что они получат там качественное образование, практически нет. Поэтому, помимо школы, я вынужден заниматься еще и домашним обучением. Поначалу я пытался использовать для этого школьные учебники, но, похоже, все они написаны специально с той целью, чтобы запутать предмет до невозможности.

Пришлось мне школьные учебники отодвинуть в сторону и самому приняться за наработку материалов для домашнего образования.

 

 

Вопросы и комментарии

18 ноября, 2021 - 19:36

Екатерина С

Леонид, огромное спасибо за ваш полезный труд. Ваши старания, которыми вы бескорыстно с нами делитесь, не пропадают даром. Все это вносит лепту в то, что процесс обучения будет хотя бы немного более осмысленным и интересным.
Когда я, как мать первоклашки, увидела учебники и те совершенно идиотские формулировки, который нужно вызубривать детям - меня накрыла вселенская тоска вплоть до того, что заниматься образованием дочери придется исключительно самостоятельно. Все написано совершенно "не русским языком". Первые правила в учебнике написаны со смысловыми и логическими ошибками, делая восприятие просто невозможным.
Нашла ваш сайт в поисках приличных прописей на мелкой линовке и распечатала ваши, а онлайн конструктор просто чудо. Дочь сама набирает текст для прописи, выбирает цвета для шрифтов и линеек. Вот тебе и элемент игры, и совершенно другое уже отношение. Спасибо!

 Ответить  

30 августа, 2021 - 13:47

Гость

Добрый день Леонид. От вас как и от многих наверняка не ускользнула судьба Алисы Тепляковой и ненависть к ней общественности.Насчет самой Алисы и ее семьи думаю вы согласны со мной, что заниматься то можно, даже в однокомнатной квартире, но придавать публичности глупо и рискованно. А вот насчет реакции общества. Откуда столько ненависти? Я не говорю даже о злых полных желчи комментариях по отношению семьи, а статьи и другие средства массовой информации. Почему они все настроены столь негативно?

30 августа, 2021 - 23:35

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Я не настолько хорошо знаком со всей ситуацией вокруг Алисы Тепляковой, чтобы делать какие-то комментарии на этот счет. У меня у самого очень много вопросов, а готовых утверждений - ни одного. А что касается реакции общества - мне злобные отзывы на глаза не попадались. Недоуменные - да, озабоченные - да, а злобные - нет. Видимо, я не захожу на ресурсы, где они публикуются.

2 февраля, 2022 - 11:31

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Да, стоило мне написать свой предыдущий ответ, как на меня просто посыпались статьи, пронизанные ненавистью к семье Тепляковых. Видимо, Яндекс и Гугл отследили пару моих запросов на эту тему, и теперь - вот пожалуйста. Что тут сказать? Черная зависть к чужим успехам - эта такая понятная человеческая слабость. Правила приличия требуют как-то эту зависть маскировать, но наше общество характеризуется потерей всех правил приличия. Если парламентариям сейчас придет в голову запретить домашнее образование, то это будет воспринято широкой общественностью на ура.

5 февраля, 2022 - 23:21

Ия

Так ведь маскируют зависть. Под заботу о бедненькой Алисе, у которой нет детства

 Ответить  

17 ноября, 2019 - 16:30

Полина

Будут проверять дз?)

17 ноября, 2019 - 16:31

Полина

Мне очень нравится ваш сайт

 Ответить  

23 июля, 2019 - 10:42

Ольга

Добрый день, Леонид! Где можно найти Ваши -учебники и книги? Случайно вышла на Ваш сайт и заинтересовалась. Нашла подтверждение своему опыту: "первой ступени" обучала внучку около года. Я уж думала, что что то не так делаю. Не хватает руководства в математике. 5 лет она считает до ста, складывает до 10. Желания у нее большого нет. Может рано начала... Не знаю куда двигаться, скоро на подготовку к школе, может, жалея перестать ее нагружать? Вопросов много, может в книжках найду ответ.

24 июля, 2019 - 09:24

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Все, что у меня есть на тему, которая вас интересует, собрано на этом сайте, включая черновые варианты учебников. Больше пока ничего нет.

 Ответить  

15 мая, 2018 - 16:36

КАЙ

ПРИМЕРЫ УГЛОМ

 Ответить  

24 декабря, 2017 - 22:33

Гость

Добрый день! Подскажите пожалуйста, возможно ли получить электронную версию книги "Тропинка к гениальности" и каким способом (если возможно)?

10 января, 2018 - 10:27

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Возможно - в частном порядке. Напишите мне об этом, пожалуйста, на почту.

 Ответить  

16 марта, 2016 - 16:17

Irina

Мы учимся в Образовательном центре "Радуга знаний" в 5 классе, по обстоятельствам на семейном обучении. Обязательные предметы это математика и русский. Стоимость 4400, все остальные предметы проставляют автоматом и бесплатно. Присутствие ребенка только в 9 классе, а до этого все контрольные и аттестации проходим дома.
https://vk.com/disobr

 Ответить  

2 августа, 2015 - 11:48

Fidan

Здравствуйте,я бы хотела вас поблагодарить за предоставленные вами материалы ,все написано понятным языком. Интересно ,когда примерно выйдет продолжение по математике?

2 августа, 2015 - 13:41

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Продолжение по математике выходит потихоньку. Примерно одна новая глава (веб-страница) в месяц.

 Ответить  

14 декабря, 2014 - 18:38

айшат

здравствуйте я хотел бы у вас спросить я когда маленькая была меня в школу не отдали я писать не умею на руке а так через телефон могу писать я хотел бы научиться как можно красиво написать я не знаю что делать помогите мне пожалуйста

15 декабря, 2014 - 13:22

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Приглашаю заглянуть сюда:
http://nekin.info/e21.htm
и на последующие страницы сайта.

 Ответить  

2 декабря, 2013 - 23:54

Лилия Донецк, 4...

Доброе время суток! В поисках прописей обводилок для своего 7 ми летнего сына - аутенка, за столько времени попала на Ваш сайт. Огромное множество информации очень мне нужной почерпнула. Учимся на домашнем обучении по общеобразовательной программе, всего 10 часов в неделю, 1 час из этих 10 английский. Мальчишка не глупый, но очень не усидчивый, учиться абсолютно не желает, негативизм, не уверенность в себе, букет в общем еще тот... в 4,5 года говорил слов 30 на полу тарабарщине.Но уже знал все буквы, считал за сотню, дальше считать непоседливость не давала. С моторикой беда и по сей день. Цифры пишет все кроме 8, буквы и слова только с манипуляцией моей рукой. Все что можно обвести - обводит без проблем. Учительница досталась нам с опытом и ответственная, посоветовала заниматься только письмом, чтением и математикой. Остальные предметы подтягиваю сама. Но мне кажется, что когда я ему что то объясняю, то уже по привычке подбираю для лучшего понимания слова которыми с 3 летками разговаривают, а сталкиваясь с посторонними людьми он не до конца понимает о чем они говорят, т.к. он эти понятия понимает более простыми словами. Стоит ли мне нажимать на учительницу, что бы она и другими предметами с ним занималась. Заранее спасибо за ответ.

3 декабря, 2013 - 16:08

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Я считаю, что для семилетнего ребенка чтения, письма и счета совершенно достаточно. И еще - побольше мультиков на каком-нибудь иностранном языка. Разве что могут быть какие-то "организационные" причины заниматься чем-нибудь еще - типа, поскольку Вы на домашнем обучении, надо готовиться к каким-нибудь экзаменам.

 Ответить  

2 декабря, 2013 - 16:34

me

уважаемый Леонид, мне очень важно знать,выбираете ли вы материалы для домашнего обучения учитывая пригодиться ли вашим детям это в дальнейшем? Например: языки понятно что они нужны,развивать разговорные навыки необходимо тоже, основы математики, а вот например, стоит ли учить доказательства равенств треугольников или исторические даты, или даже логорифмы. В общем, перед обучением тому или иному предмету вы спрашиваете себя, а понадобиться ли им оно.
И етхё вопрос когда выйдет ваша третья книга?

2 декабря, 2013 - 19:50

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

При выборе материалов для занятий я исхожу из двух соображений. Во-первых, насколько это может пригодиться в дальнейшем. А во-вторых, насколько это будет сложно или легко освоить, если это отложить на потом. По обоим критериям на первом месте идут языки - как русский, так и иностранные. Потом - математика. Остальные школьные предметы можно выучить сравнительно легко самостоятельно в любом возрасте, если они вдруг понадобятся. Математические доказательства - вещь очень полезная, на мой взгляд, причем с чисто практической точки зрения. Человеку, знающему, что такое строгие доказательства, очень трудно навесить лапшу на уши. Но тут нужен навык, который за пять минут не наработаешь. Поэтому школьникам я бы всячески рекомендовал упражняться в доказательствах. Логарифмы, напротив, - вещь очень легкая. Поэтому особо заострять на них внимание нет необходимости. Если понадобятся, всегда можно будет их освоить. А что касается исторических дат - вообще непонятно, зачем их запоминать: их всегда можно будет посмотреть в интернете.
Третью книгу я пишу, но дело это долгое. Несколько лет уж точно понадобятся.

 Ответить  

4 ноября, 2013 - 12:46

Елена

Леонид здравствуйте! Используете ли вы какой-нибудь мотиватор для своих детей, чтоб они учились? или одного слово "надо" хватает?

4 ноября, 2013 - 14:47

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Одного "надо", конечно, не хватает и меня бы, честно говоря, очень огорчало, если бы дети оказались настолько покладистыми, что хватало бы. Потребность учиться у младших школьников весьма избирательна и никак не совпадает с "программой", поскольку они не видят применения полученным знаниям. Побудить их учиться "по программе" можно двумя способами (если называть вещи своими именами): принуждением или обманом, используя какие-либо манипуляционные техники, вроде школьных оценок. Я решительно против обмана и поэтому за принуждение. Но это скользкая тема, учитывая, как много в последнее время развелось защитников детей от родителей. Я когда-нибудь об этом напишу подробно, но тут надо быть очень аккуратным в формулировках, и наспех я это делать не хочу. Отчасти это есть в статье "Беглое чтение":
http://nekin.info/e18.htm

 Ответить  

4 ноября, 2013 - 12:15

Алёна

Леонид, как у Вас возникают новые идеи в обучении по разным предметам? что Вас стимулирует? Как относятся к вашим разработкам Ваши дети?

4 ноября, 2013 - 14:29

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Когда я "сую нос" в школьные дела детей, меня охватывает ужас: настолько по-дурацки их учат в школе и настолько жалки результаты. Мною овладевает жгучее желание исправить ситуацию, что я и делаю по мере сил. Дети, кажется, относятся к этому с пониманием. Во всяком случае, когда я их спрашиваю, не хотите ли вы, чтобы ваш папа стал "нормальным" родителем, таким "как все", они уверяют, что не хотят.

 Ответить  

2 ноября, 2013 - 07:31

Елена

Здравствуйте! С поступлением моего сына в школу, начала задумываться над тем, как мотивировать его на учебу?... Ходить в школу ему не нравится... Учится сильного желания у него нет... Дневник весь в красных записях... Весь первый класс заставляла его делать домашние задания... Каждодневные жалобы учительницы....У меня возникали вопросы, что делать? Как помочь сыну в его обучении? Я стала задумываться, искать разного рода информацию...
Узнала об альтернативе, учиться дома! Сейчас я эту идею вынашиваю... Понимаю, чтобы взять на себя ответсвенность, надо обучать в первую очередь себя, чтобы учить учиться самому ребенку!
Все с каждым днем перевод на домашнее обучение становится актуальным... Страшновато конечно...
Леонид, у меня вопрос к вам, вы заставляете своих детей ходить в школу, или они сами туда с удовольствием ходят?
Как вы совмещаете школьные домашние задания, с основными занятиями дома? Ведь времени просто - поиграть у них катострафически не хватает!
Заранее спасибо за ответ!
Еще хотела бы услышать опыт тех, кто уже перешел на домашнее обучение...

2 ноября, 2013 - 15:52

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

У нас вопрос о нехождении в школу не стоит - хотя бы потому, что мы в последнее время живем в Германии, а здесь ребенку не дают визы, если он не ходит в школу, и вообще домашнее обучение строго запрещено (вплоть до изъятия детей и посадки родителей в тюрьму). Другая причина - где же им еще учить немецкий язык и знакомиться с местным менталитетом, как не в школе? Но я всегда готов, по желанию ребенка, выписать ему справку, что он не может прийти в школу по болезни. На удивление, дети пользуются этой возможностью редко, хотя школу, конечно, не любят. Дома сидеть тоже скучно. Я освобождаю их от дурацких школьных домашних заданий и вместо этого предлагаю делать свои. Учителя, разумеется, недовольны и прибегают к репрессиям, но для детей это хорошая возможность попрактиковаться участию в конфликтах. Высших баллов я от них не требую, лишь бы хорошо писали контрольные работы и не было годовых "неудов".

 Ответить  

28 марта, 2009 - 21:57

Сергей

Обучать детей дома очень тяжело и эта тяжесть ложится обычо на неработающих жен (в нашем случае).

Мы учили троих, сыновья сошли с дистанции ближе к старшим классам (доучивались в кадетском корпусе), дочь «закончила школу» с одной четверкой (медаль не дали) и поступила в институт Управления при Правительстве Москвы (сегодня работает юристом). В ее жизни не было тирании и тупости учителей, всего того, что было и есть в обычных московских школах. Она училась практически самостоятельно. Литературная речь, ни какого сленга. Умение отстаивать свою точку зрения, не боясь авторитета учителей.
Мы были одни из первых. Только вышел закон «Об образовании». Однако право на это образование (домашнее) пришлось отставать в департаменте и управление образования, в школах, к которым нас прикрепляли, в обществе, которое в основном нас осуждало. Противодействие было серьезное.
Кажется в 1998 ребята сами (без спросу) записались в участники программы "Моя семья", тема - "Семья и школа". Передача нам не нравилась, но из-за детей мы согласились в ней участвовать. Об участии в этой передаче в двух словах не расскажешь, отдельная тема (может быть кто-то ее видел). Сделали всероссийскую рекламу это форме обучения, оставили координаты. Ни кто не позвонил.
Основная школа у ребят была музыкальная (им. Дунаевского). Все окончили ее по классу фортепьяно. Учились с удовольствием. По семейке учились круглый год, практически без традиционных каникул, после которых дети долго втягиваются в учебный процесс. У нас были свои отпуска и праздники. Летом проходили гуманитарные предметы. Дети читали много и с удовольствием и мы с ними. Были единственными читателями деревенской библиотеки. В течении учебного года три аттестации (экзамены) по основным предметам в школе и контрольные письменные работы. Последние два года дочь брала уроки математики и истории, для поступления в институт. Хотя знания по школьной программе у нее были отличные.

Наш опыт (положительный - дочь и отрицательный - сыновья), наверно кому-то мог быть полезен. Даже начинал писать книжку на эту тему. Обстоятельства помешали это сделать.

 Ответить  

2 декабря, 2008 - 01:55

Марина

В ваших статьях упоминается, что вы много времени провели заграницей. Если можно, скажите пожалуйста, хотели бы вы переехать в какую-нибудь другую страну навсегда? Если нет, то почему?

2 декабря, 2008 - 21:22

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Характерно, что Вы запросили обоснование только в случае отрицательного ответа. Но если уж мне позволено помечтать, то почему бы не предствить себя, например, в роли германского подданного? Я бы тогда не ходил на работу, жил бы на социальное пособие и всё время посвящал самореализации и творчеству. Но, пожалуй, я всё-таки не буду бросать жену ради того, чтобы второй раз жениться на немке. Кстати, жена меня иногда спрашивает: "Хотел бы ты быть миллиардером и жить в собственном замке с лакеями?" На что я отвечаю: "Всё зависит от того, на какое преступление мне ради этого пришлось бы пойти".

 Ответить  

11 сентября, 2007 - 12:12

Михаил

Меня интересует Ваше мнение по вопросу домашнего обучения. Дети часто не воспринимают родителей или даже хорошо знакомых взрослых, как учителей по школьным предметам. Проще иногда пригласить учителя со стороны, чтобы подтянуть предмет, чем пытаться самому обучать ребёнка. И только из-за этого психологического барьера.

11 сентября, 2007 - 22:08

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

К сожалению (а точнее, к счастью) я не знаком с этой проблемой. Впрочем, я и не пытаюсь играть роль учителя. Я просто говорю ребенку: "Вот тебе задание. Как только ты его сделаешь, можешь идти играть". Я не представляю себе, какая тут может быть польза от наемного учителя со стороны.

 Ответить  

15 мая, 2007 - 13:33

Евгения

Я хотела узнать, а зачем Вы отдали детей в школу, если все равно занимаетесь домашним обучением?

15 мая, 2007 - 22:06

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Чтобы учились жить в этом безумном мире.

 Ответить  

13 марта, 2007 - 12:33

Оксана, Омск, 25 лет

Солидарна. Мечтаю об авторской школе, так как всё же не у каждого ребёнка сознательные родители, поэтому школа для них - спасение. К тому же в школе должно быть общение, а не ЗАТЫЛОК В ЗАТЫЛОК... Бр-р-р-р... А с тем, что каждый может сам... Не уверена... Я могу. И всё же правильно сказано. С вами или без - я сделаю это. Только с вашей помощью это будет быстрее. Весь вопрос в том, насколько тот, кто помогает - действительно помогает...

 Ответить  

22 ноября, 2006 - 10:53

Tatiana

Леонид, добрый день. Пришлите, если можно, что у вас получилось в плане методик для домашнего обучения. Если все это еще не вылилось на бумагу, дайте список литературы (книжки вместо учебников) которую вы находите неплохим подспорьем в этом деле. Просто чтобы немного ориентироваться. Мы в Канаде, тут "продвинутые" детки ходят в школу, а потом еще в русскую школу чтобы заранее пройти то что в школе проходить будут, т.к. в обычной школе все проходят мельком - нет закрепления, повторения, а уж про домашние задания вообще молчу. А в старших классах начинается гонка. Кто балду до этого пинал - не выдерживает, в универ, соответственно, не поступает.

22 ноября, 2006 - 21:02

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Всё, что у меня появляется, выкладываю на сайт. Сейчас близка к завершению методика освоения иностранных языков. Скоро примусь за русский.

 Ответить  

25 июня, 2006 - 15:33

Анна

Полностью согласна с Вашим мнением. Очень хочется узнать побольше. Какие варианты возможны. Как это делается. Как справиться самому? Как с государственными структурами быть? Давайте думать вместе! Давайте создавать лучшие условия для наших детей.!

 Ответить  

23 июля, 2005 - 16:15

Maya

Доброго времени суток! Вам никогда не казалось, что дети могут учится не в школе, а только дома, причем почти полностью сами? Я встретила очень интересные материалы на эту тема, хотелось бы, чтобы Вы прокомментировали такую точку зрения.

С уважением, Maya.

23 июля, 2005 - 21:59

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Я абсолютно убежден, что дети НЕ могут учиться в школе, а только дома и только самостоятельно, - если речь идет об учебе чтению, письму, математике и т.п. Но есть вещи, которым нельзя научиться дома (например, как противостоять давлению абсурда), и потому я без тени колебаний отправляю своих детей в школу.

24 февраля, 2013 - 06:22

Светлана

Здравствуйте, Леонид! Я рада тому, что случайно вышла на Ваш сайт, а случайностей быть не может. Я согласна с Вашей идеей о домашнем образовании. Я много лет проработала в школе и 7 лет я работаю преподавателем основ философии и обществознания в техникуме. Все годы преподавания я нахожусь в творческом поиске нестандартных форм обучения. Мне это удавалось. Мысль о домашнем обучении она не нова. Есть прекрасные результаты. Программа "Наука" предлагает ввести дистационное обучение детей на дому. Сокращение числа ВУЗОВ коснётся многих регионов. Качество обученности и образованности во многих ВУЗах остаётся желать лучшего. Дети, рожденные, начиная с 2008 года сами учителя. Это дети нового сознания. Так зачем их калечить?

27 мая, 2015 - 18:15

Иван

Дети начиная с 1985 года сами себе учителя тогда уж... в компьютерах больше шарят чем школьные учителя

 Ответить