Образовательный проект Леонида Некина

Главная > Образование > Письмо >

Позаботятся ли в школе о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно?

Научить писáть — это посложнее, чем научить читать.

Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание — «грамотный почерк», — для того чтобы подчеркнуть, что грамотность — это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Чего ожидать от школы?»

Ну что ж, давайте заглянем в школу и посмотрим, как там учат писать.

Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.

Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими — в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».

С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое — в лучшую сторону, второе — в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.

Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.

Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме — «умножение на многозначное число».

 

Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же — три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, — как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».

Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети — это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием — чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.

Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят — на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.

Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.

Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.

Кстати, знаете ли Вы, уважаемый читатель, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:

Орфограммы — это написание слов по определенным правилам. <Например,> большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это орфограмма.

Кто понял, что такое орфограмма, — поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это написание слова по определенным правилам.

В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:

Лестница между двумя этажами — это строительство дома по определенным правилам.

Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.

Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша — это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей — это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши — это орфограмма. Буква е в слове тетрадь — это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово — тетради, — и это опять-таки орфограмма».

Где уж тут уследить за красивостью почерка!

Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.

23.03.2007, отредактировано: 10.08.2018

 

 

Вопросы и комментарии

25 ноября, 2014 - 20:29

Людмила

моя дочь уч. ца 4 класса.ОЧЕНЬ безграмотно пишет но читает хорошо. Хочу научить грамотно писать и решать примеры. дома делает а в школе плохо.

 Ответить  

20 ноября, 2014 - 18:42

татьяна

ребёнок не красиво пишит не видит линию учитель ругаеться можно писать вка пьютере учиться

6 декабря, 2014 - 09:18

гость

))))даже ответить нечего! Ваш учитель,видимо,был слишком лоялен к Вам)))))

20 апреля, 2015 - 11:27

динара

да можно научить ребенка красиво писать

 Ответить  

30 сентября, 2014 - 23:44

Гость

я хочу узнать про письмо слоги гласные согласные

 Ответить  

1 июля, 2014 - 16:28

5439

Я тетя и моей племянице 4 года я хотела научить ее писать но получаеися что ее надо вночале научить читать научит

 Ответить  

21 июня, 2014 - 07:37

влада

здравствуйте, мне нужно подтянуть русский, так как учительница говорит,что я знаю только на 4 , и из-за этого она мне больше никакие оценки кроме 4, не ставит!!! Я уже в 7 классе, а с 1-5 у меня были одни 5, а щас пришла новая и у меня 4.

21 июня, 2014 - 16:13

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Согласен. Судя по твоему сообщению, тебе действительно нужно подтянуть русский. Делается это так: ты пишешь любой текст, какой тебе больше нравится, и просишь кого-либо исправить в этом тексте ошибки. Потом ты переписываешь текст еще раз - уже без ошибок. И так много-много раз, пока все ошибки, которые ты можешь сделать, не будут исправлены. Я насчитал в твоем коротком сообщении ровным счетом 10 ошибок. Если я тебе на них укажу, захочешь ли ты переписать свое сообщение заново?

6 августа, 2016 - 01:14

Авто-Ответчик

Текст с ошибкой: здравствуйте, мне нужно подтянуть русский, так как учительница говорит,что я знаю только на 4 , и из-за этого она мне больше никакие оценки кроме 4, не ставит!!! Я уже в 7 классе, а с 1-5 у меня были одни 5, а щас пришла новая и у меня 4.
Теперь исправлю.
Здравствуйте,мне нужно подтянуть русский,потому что учительница говорит - "Ты знаешь на четыре." И по этому я хочу его лучше выучить. Во всех классах, то есть с первого по пятый,были одни пятерки.
Что посоветуете, заранее спасибо.

6 августа, 2016 - 08:55

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Еще один вариант:

Здравствуйте, Леонид! Мне нужно подтянуть в школе русский язык, потому что учительница говорит: "Ты знаешь только на четверку". Я хочу научиться писать лучше. Я сейчас в седьмом классе, а во всех классах с первого по пятый у меня по русскому были только пятерки.

Что посоветую: (1) понять, почему сделано каждое из исправлений, (2) переписать текст от руки, (3) отсканировать его и прислать мне по электронной почте (nekin@yandex.ru). Потом мы можем повторить всю процедуру с каким-либо другим текстом. Потом - еще с одним, и так далее, пока не научишься писать на пятерки.

4 сентября, 2016 - 11:55

Гость

Леонид, вы - суперучитель!

 Ответить  

14 апреля, 2014 - 00:32

Анна Лапшина

Здравствуйте!
Столкнулась с тем ,что ребенок практически бесконтрольно учится писать - сам копирует печатные буквы, как может, и пишет, пишет ))
Ему 6 лет, в школу (если вообще пойдем) - через год. С учетом приведенной цитаты Лены Даниловой - а стоит ли тогда все-таки начать прописи, учить правильному порядку написания? Ведь процесс уже не остановить )))
Благодарю

14 апреля, 2014 - 16:04

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Вообще-то, я считаю, что ребенка имеет смысл начинать учить читать-писать-считать за год до школы - чтобы он научился делать это хорошо, прежде чем школа привьет ему отвращение к этим занятиям и научит делать это плохо. Но если Вы планируете не отдавать его в школу, а учить дома, то можно особо не торопиться. К тому же, если ребенок получает удовольствие от письма печатными буквами, то почему бы не позволить ему насладиться в полной мере?

15 апреля, 2014 - 00:17

Анна Лапшина

Благодарю за ответ!
Меня беспокоит только то, что он все буквы пишет снизу вверх, и справа налево, придется переучивать.
Скачала ваши прописи, шрифт Primo, просто в восторге от вашего труда!

 Ответить  

4 декабря, 2013 - 12:24

Романенко Андрей

Если говорить о "красивом" почерке, а главное читабельном, то тут надо приделять внимание с раннего детства ребёнка. Сначала рисование, потом черчение знаков. Тут, большую роль играет правильная поща ребёнка, правильное держание письменного инструмента. В Центральной Европе есть учёные-педагоги, которые занисаются этой проблематикой. Не знаю, пропустит ли антиспам вашего сайта мою ссылку, но тут выложены основные мысли методики известного ческого педагога Анны Тымиховой:
http://www.maximuminfo.ru/articles.php?t=548

 Ответить  

10 июля, 2013 - 10:39

Pava

Очень хотелось бы получить внятный ответ на два вопроса: 1) Что понимается под термином "красивый подчерк"? Известно, что в русском языке много слов с неконкретным толкованием. Например, кто бы чётко, а не обтекаемо, с какими-то сравнениями, жестикуляциями рук, пояснил значение терминов: "честь", "совесть", "патриотизм", "свобода", "красиво" и т.д. и т.п.
И вопрос 2): Много ли кому сейчас требуется писать шариковой, перьевой ручкой по часу и более? В ближайшем будущем нужно будет писать на клавиатуре. И желательно "вслепую". А потому какой смысл заморачиваться на "красивом" подчерке!? Некоторые неравнодушные стараются "проталкивать" якобы прогрессивные методики обучения детей. А проблемы то в отсутствии учения о сути памяти человека. Об этом настойчиво помалкивают. Подобное вижу (немного почитал его труды) у господина Некина Л. Критики много, сути маловато. 10.07.13г.

10 июля, 2013 - 13:04

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Внятный ответ дать очень просто.

(1) Красивым называется такой почерк, который доставляет удовольствие пишущему и читающему. Ясно, что это понятие субъективное: что одному красиво, другому - нет. Как ни странно, многие люди очень сходны в своих представлениях о красоте. Так что если я, например, считаю собственный почерк красивым, то с большой вероятностью он покажется красивым и тому, кто читает тексты, написанные моей рукой.

(2) Много ли кому...? Всем школьникам, студентам, а кроме того - некоторым творческим людям, например математикам и поэтам. Какой смысл заморачиваться...? Если Вы не хотите получать удовольствие от письма и не хотите, чтобы кто-то получал удовольствие от написанного Вами, то смысла никакого.

Почему Вы не спросили, что такое некрасивый почерк? Некрасивым называется почерк, который вызывает отвращение.

Мне, в свою очередь, хотелось бы получить внятный ответ только на один вопрос: Что понимается под термином "отсутствие учения о сути памяти человека"?

30 мая, 2016 - 23:33

Дмитрий

Уважаемая Pava!
Клавиатура, как ни странно и к сожалению, делает людей тупыми (отупляет). Когда Вы пишете, задействована мелкая моторика рук (мелкие хорошо скоординированные движения всех мышц кисти руки). Это способствует развитию Вашего мозга. А тАпать по клавиатуре или экрану можно и обезьяну научить, но человеком она всё равно не станет и прописной текст не напишет. Но опуститься до её уровня может любой человек, если будет много тАпать. ;)
Красивый почерк (без «Д»!!!) - в первую очередь разборчивый (читабельный), пропорциональный и... просто красивый. :) В какой-то степени это искусство.
PS: знаю, три года прошло. Просто задело.

13 ноября, 2018 - 18:56

Петр

Дмитрий, полностью поддерживаю! Создатели гугла и прочие компьютерные гуру, я слышал, своих детей вообще к компьютерам не подпускают. Они пишут, в основном, карандашами. Уж, казалось бы, своих то детей в первую очередь должны компьютерному набору обучать !? Давно доказанный медицинский факт, что моторика рук, тактильные упражнения очень развивают мозг.
Леонид большое дело делает! Склоняю голову! С уважением, Пётр Дёмин.

 Ответить  

4 апреля, 2009 - 19:18

Мария

Здравствуйте! Работаю в школе учителем. Сейчас набираю первоклашек. Мечтаю, чтобы у всех был замечательный почерк! Спасибо за материалы. Надеюсь, что в родителях учеников найду единомышленников для использования Ваших полезных наработок.
И ещё, где можно приобрести Вашу книгу?

4 апреля, 2009 - 22:03

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Означает ли Ваш вопрос, что у Вас возникли какие-то трудности с заказом в интернет-магазинах, указанных на этой странице?

/p31.htm

 Ответить  

6 февраля, 2008 - 12:05

Алена

И все-таки, вы очень много прилагаете усилий чтобы не только научить детей писать, но и писать красиво (т.е. красивый почерк является целью) и граммотно (тут вопросов не имею). Исходя из личного опыта, т.е. воспоминаний из детства, могу сказать, что письмо (писание) дело довольно трудоемкое и нудное, мне кажется, что мало кому из детей этот процес нравится. Вопрос -"зачем это нужно?" все-таки остается открытым. Понятно, что "За читателем всегда остается право решать, надо это ему или нет". Просто может поделитесь, если не трудно, в чем Вы видите смысл красивого почерка? Может я что-то не замечаю? Жаль если только с чисто эстетических соображений. И все равно огромное Вам Спасибо за полезные статьи.

6 февраля, 2008 - 19:29

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

После того как научишься делать красиво: писать ли, играть ли на скрипке или, вообще, жить, - начинаешь получать от этого удовольствие.

10 апреля, 2013 - 13:49

Алена

на 100% с Вами согласна. И как же приятно, когда читаешь красивым почерком написанное. И еще один + учителям легче проверять работы. Если бы все аккуратно писали (а это несложно, если этому научиться т.с. вовремя), то облегчило бы значительно работу учителей по проверке домашних заданий. Из своего опыта скажу, что, если вижу написанное, напр., заявление аккуратным почерком, то это много говорит о характере человека.

21 марта, 2015 - 01:06

Елена

Извините , но о характере красивый почерк ни как не говорит. А самое главное, нет ни какой связи между почерком и моральными, душевными качествами человека. Поинтересуйтесь судебным почерковедением.

21 марта, 2015 - 09:36

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Поскольку никто (из непрофессионалов) не будет всерьез интересоваться судебным почерковедением, Ваши утверждения, Елена, приобретают статус абсолютно неопровержимых - причем совершенно независимо от их содержания.

 Ответить  

17 июля, 2007 - 07:38

Вероника

Уважаемый Леонид,
огромное спасибо за замечательные материалы. Так много полезного. Полностью согласна с вашим взглиадом на то, как должен изучаться родной и иностранные языки. Многие ваши выводы не однократно подтвердились на практике. Мы 8 лет живем за границей. Моя дочь свободно говорит на трёх языках. Сынишке 2 года. Он растет в двуязычной среде. Я занимаюсь преподаванием русского языка детям русских эммигрантов , а так же русского, как иностранного. К сожалению, часто встречаюсь с ситуацией, когда родители считают, что вполне достаточно отвести ребенка раз в неделю к преподавателю и он заговорит по-русски. Иногда, просто опускаются руки!Теперь я знаю, что не одинока в своих переживаниях! Обязательно дам почитать Ваши статьи родителям своих учеников.
Буду ждать новых материалов.

 Ответить  

3 апреля, 2007 - 12:49

Андрей Сабо

Леонид, зачем все это? Кто сейчас пишет ручкой и на какой работе? Скоро им место будет в музее рядом с динозаврами! Зачем тратить столько сил и времени на ненужное дело? Только не говорите про мелкую моторику - это можно развивать в приложении к полезному!

3 апреля, 2007 - 20:25

Леонид Некин

Леонид Некин's picture

Я не методист из министерства образования. Я не выпускаю рекомендаций, а только делюсь своим опытом. За читателем всегда остается право решать, надо это ему или нет.

24 марта, 2014 - 23:30

Кира

Здравствуйте! Сейчас март 2014 года - ручка как была актуальна, так актуально и осталась ))) Сейчас ребенок в 1 классе - писать не хочет, но я пытаюсь подсунуть Ваши прописи. Спасибо! В пример привожу почерк сослуживца, который пишет мне служебные, где очень трудно что-либо прочитать. Считаю что почерк должен быть разборчивым - это уважение к окружающим, которые это читают.

14 марта, 2016 - 17:14

галя

моей дочери 8 лет она во 2классе пишет ужасно посоветуйте

16 января, 2017 - 20:44

галя

ну

18 апреля, 2017 - 20:21

Кира

Ещё важна профилактика дисграфии. Для этого имеет смысл сходить на консультацию к нейропсихологу. Вот здесь можно прочитать про диагностику: psiho-sovet точка ру

 Ответить  

Страницы: <<  <   1  2