Техника эффективного и прочного запоминания стихов и прозы
Как происходит процесс говорения? А очень просто — я открываю рот и оттуда вылетают слова. Я не конструирую речь по ходу дела. Я воспроизвожу фразы из своей памяти, лишь слегка редактируя их, подгоняя под конкретную ситуацию. А если моя память не содержит подходящей фразы, то я теряюсь и не нахожусь, что сказать. Впрочем, человек — существо изворотливое, он обыкновенно всеми силами старается избегать ситуаций, для которых у него нет в запасе подходящих слов. Многие из тех, кто думает, что знает русский язык в совершенстве, на самом деле просто ведут очень ограниченный образ жизни, для которого вполне достаточно весьма убогого владения языком.
Для того чтобы подходящая фраза оказалась в памяти, ее надо заранее туда поместить, то есть, попросту говоря, выучить. Известно, как учат язык маленькие дети. У всякого ребенка обязательно есть какая-нибудь любимая сказка, которую он заставляет родителей рассказывать ему много-много раз, пока он сам не будет знать ее наизусть. Потом интерес к этой сказке вдруг резко пропадает, и статус «любимой» занимает уже другая. То же самое — со стихами, с книгами, с фильмами.
Когда же ребенок вырастает, у него откуда-то появляется установка, что если он один раз прочитал какую-то книгу, то уж во второй раз читать ее незачем. После этого его прогресс существенно замедляется, и ему остается только дивиться «необыкновенной» способности маленьких детей к языкам.
Язык, по большому счету, — это всё то, что на нем сказано, написано, спето. Среди сказанного, написанного и спетого есть особенно удачные вещи, которые имеет смысл знать наизусть.
К великому сожалению, эта идея оказалась не чужда школьным методистам, и те постарались извратить и дискредитировать ее как только можно. Картина выглядит так. Учительница задает выучить, скажем, к пятнице стихотворение строчек этак в десять. В четверг вечером ребенок, как обычно, садится за домашнее задание на завтра. Технику заучивания наизусть ему, конечно, никто не объяснял. (Я уж не говорю про то, что никому в голову не пришло поинтересоваться, понравилось ли ему это стихотворение или нет). Как бы он ни старался, он не может за один вечер вызубрить десять строчек так, чтобы потом рассказать их у классной доски без запинок. На следующий день он получает свою законную «четверку», и на этом инцидент, что называется, исчерпан. Стихотворение можно со спокойной совестью забыть.
Спрашивается: есть разница между тем, как четырехлетний малыш учит наизусть свои любимые сказки, и тем, как восьмилетний школьник учит наизусть стихи, предписанные школьной программой? Насколько естественно и продуктивно первое, настолько же мучительно и бессмысленно второе.
Если мы хотим учить стихи легко, во множестве и на всю жизнь, то нам следует решительно отказаться от дурных школьных привычек! Главный принцип — не торопиться. Даже коротенькое стихотворение из десяти строчек невозможно хорошо выучить за один вечер. Но если я буду всего лишь прочитывать его вслух один раз в день на протяжении недели-двух, то оно запомнится как бы само собой. При этом результат практически не зависит от длины стихотворения. С тем же успехом это может быть целая поэма. Поэтому учить лучше сразу большой объем текста, но не строчка за строчкой, а весь целиком. Для первоклассника это может быть, например, «Муха-Цокотуха», а для взрослого — глава из «Евгения Онегина».
В целом, примерная техника заучивания наизусть представлена ниже. С ее помощью можно учить с равным успехам как стихи, так и прозу. Упор сделан не на быстроту получения результата, а на осмысленность действий. Я излагаю эту технику в своей излюбленной манере — от первого лица, — предполагая, что каждый сможет легко адаптировать ее к своим целям.
Этап первый: создание благоприятной среды
Прежде всего мне следует обзавестись звуковым файлом с записью понравившейся мне поэмы (назовем этим словом для краткости заучиваемое произведение). Это может быть профессиональная студийная запись из магазина, или же, еще лучше, я могу начитать текст сам. Скопировав эту запись на аудиоплеер, я теперь просто слушаю ее при каждом удобном случае. Например, вечером перед сном, чтобы отвлечься от дневных забот, или утром, сразу после пробуждения, чтобы окончательно проснуться, или в общественном транспорте, и, вообще, где угодно.
Далее, поскольку я всё равно так или иначе учусь русскому языку, то я могу использовать выбранную поэму в качестве учебного материала. Если я вырабатываю красивый почерк, то это — идеальный текст для переписывания. Если я прохожу грамматику, то на данном тексте я могу потренироваться находить подлежащие и сказуемые, или же падежи имен существительных и т.п. Наконец, если я осваиваю компьютерный набор, то мне сам бог велел набрать поэму на компьютере.
Впрочем, в любом случае мне понадобится файл с текстом поэмы, например, в формате Microsoft Word. Я распечатываю этот текст на отдельных листочках, и теперь мне не жалко делать с ними всё, что заблагорассудится — рисовать на них чертиков, складывать и засовывать в карман, брать с собою в туалет, а иногда — заглядывать туда и читать. Пусть эти листочки будут разбросаны по всей комнате. Если какой-то из них пропадет — не беда, всегда можно распечатать новый.
Хорошо бы также обсудить поэму со своими домашними, а то и почитать им ее вслух (пока по бумажке). Можно заглянуть в Википедию и посмотреть, что там написано про автора, а еще лучше — взять в библиотеке книжку с его биографией. Может быть, по поэме поставлен фильм, или мультик, или даже написана опера? Тоже стоит ознакомиться. Вообще, учить что-либо, не создав подходящей среды, это всё равно, что учиться плавать, не залезая в воду. (В этом — один из корней принципиальной несостоятельности школьной системы образования.)
Этап второй: проработка текста (упражнение «эхо»)
Через несколько дней или даже недель, после того как поэма усвоена в пассивном режиме, настает время перехода к активным действиям. Следующий прием (назовем его «эхо») позаимствован мною из технологии парного обучения (эта технология предполагает, что у меня есть партнер, который играет роль то моего тренера, то моего ученика). Партнер зачитывает мне одну или несколько строчек поэмы, а моя задача — повторить их за ним слово в слово, не подглядывая в текст. При этом партнер должен уметь подстроиться под мой текущий «уровень» и диктовать мне в точности такой кусочек, чтобы моя задача не была ни слишком простой, ни слишком трудной. Если же всё-таки я не сумел безошибочно повторить весь кусочек вслед за партнером, то он диктует мне его еще раз. Мы оба стараемся декламировать текст как можно более выразительно — чем больше гримас, «переигрывания» и передразнивания, тем лучше. Используя этот прием, мы прорабатываем всю поэму кусочек за кусочком от начала до конца.
Малому ребенку партнер, конечно, нужен — в виде мамы или папы, а еще лучше — в виде старшей сестры или брата. Но если я уже вышел из младшего школьного возраста, то я вполне могу обойтись без партнера, при условии что у меня есть компьютер с аудиоредактором. Я выделяю кусок звуковой дорожки, проигрываю его, воспроизвожу своим голосом, выделяю следующий кусок и так далее. Особенно трудные места можно повторить несколько раз. Это, кстати, отличная возможность потренировать дикцию и артистизм.
Еще удобнее воспользоваться онлайновым языковым тренажером «Бизон», представленном на этом сайте в разделе «Иностранные языки». Собственно, основное предназначение этого тренажера — служить подспорьем при освоении иностранных языков, но он также идеально подходит для заучивания тестов на родном языке. «Бизон» позволяет быстро разбивать аудиофайлы с начитанным тестом на короткие фрагменты (длиной в несколько секунд), а потом слушать каждый из них по отдельности, повторяя за диктором — то есть выполнять самостоятельно упражнение «эхо».
Для быстрого ознакомления с тренажером можно воспользоваться следующей ссылкой:
https://nekin.info/prog/bison.html?l=ru/mukha-tsokotukha-bison.zip
Нажав ее, мы попадаем в «бизонью» среду, где представлена сказка Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха», разбитая на фрагменты, — одновременно в текстовом и в звуковом виде (для загрузки аудио «Бизону», возможно, понадобится несколько секунд). Чтобы прослушать первый фрагмент, я нажимаю на кнопку «Аудио» (таких кнопок две — вверху с правой стороны ближе к центру и внизу слева — подойдет любая). Повторив его вслед за диктором, я перехожу к следующему фрагменту с помощью кнопки «Далее» (вверху слева). Слушаю его, повторяю, и так далее.
На самом деле при выполнении этого упражнения вовсе необязательно сидеть перед компьютером. Аудиофрагменты удобно переписать в виде коротких звуковых файлов на плеер, а потом слушать их между делом, когда выдастся подходящая минутка. А чтобы была возможность для повторения, каждый такой звуковой файл должен заканчиваться паузой подходящей длины, в время которой наступает моя очередь говорить. На «бизоньем» языке набор таких коротких аудиофайлов, в каждом из которых предусмотрена пауза для повторения, называется «нарезкой». Для ее создания надо нажать кнопку «Еще» (вверху справа), в открывшемся меню выбрать пункт «Нарезка». При этом появляется окно, где я задаю продолжительность пауз в процентах от времени звучания исходного фрагмента (поле «Отн. пауза, %:», возможные значения — от 0 до 200%), к которой я могу добавить дополнительное время фиксированной длины (поле «+ абс. пауза, с: », возможные значения — от 0 до 2 секунд). Далее, я отмечаю галочкой квадратик «mp3» и жму на кнопку «Да». После этого «Бизон» создает для меня zip-архив, содержащий желаемую «нарезку» (для этого ему, вероятно, понадобится несколько секунд).
В конце этой страницы приведено еще несколько ссылок на сказки Корнея Чуковского, разбитые на фрагменты и загруженные в тренажер «Бизон». Разумеется, одними этими сказками ограничиваться дело не должно. Краткая инструкция по созданию собственных материалов для заучивания приведена в разделе «Иностранные языки» на странице «Разбиение на фрагменты». Полная же инструкция по работе с «Бизоном» находится здесь.
Этап третий: декламация с подсказками
На этом этапе мне тоже может пригодиться помощь партнера. Я выхожу на середину комнаты, принимаю театральную позу и начинаю громко декламировать поэму по памяти. Как только у меня случается заминка, партнер подсказывает мне забытое слово и одновременно помечает его в тексте маркером. После того как я дочитал поэму до конца, мы «проходим» трудные места еще раз. Партнер диктует мне строку, предшествующую той, где у меня случилась заминка, а я должен продолжить дальше.
Однако и без партнера можно легко обойтись. Я заготовляю себе шпаргалку, в которой выписаны первые слова каждой строчки поэмы. Теперь, глядя на них, я принимаюсь громко воспроизводить полный текст. Если какая-то строчка не сохранилась в моей памяти, то я делаю соответствующую пометку в шпаргалке и, оставляя строчку несказанной, «иду» дальше. Потом пропущенные строки прорабатываю отдельно — например, с помощью упражнения «эхо» (можно также воспользоваться какими-либо мнемоническими приемами).
Такую шпаргалку легко изготовить в тренажере «Бизон». Для этого у меня в левом окне тренажера должен находиться полный текст поэмы, разбитый на фрагменты (обычно один фрагмент соответствует одной или нескольким стихотворным строчкам). Текст можно перенести сюда откуда угодно копи-пастом и потом отредактировать, при условии что в «Бизоне» поставлена галочка в клетку с надписью «Ред.» (внизу в правой половине ближе к центру). Я нажимаю на кнопку «Еще», выбираю в открывшемся меню пункт «Подсказки», а в последующем подменю — пункт «Текстовые подсказки». Далее, в появившемся диалоговом окне я выбираю желаемый уровень подробности подсказок (например, будет ли каждое отдельное слово иметь свою подсказку или только весь фрагмент как одно целое). После этого жму на кнопку «Да» — и тогда у меня в правом окне «Бизона» появляются сгенерированные подсказки. Чтобы их распечатать, я могу воспользоваться командой «Еще»/«Печать». При этом передо мной появляется макет распечатываемой страницы. Я нажимаю на кнопку «Отдельно», в появившемся диалоговом окне выбираю опцию «Текст из правой колонки», задаю желаемое число колонок в распечатке и нажимаю на «Да». После этого макет принимает желаемый вид, и я его отправляю на принтер в точности так же, как я это обычно делаю с веб-страницами из браузера.
Теперь настало время вспомнить, зачем я это всё делаю. Я это делаю для того, чтобы обогатить свою память заготовками фраз на разные случаи жизни. При этом не так уж принципиально, выучил ли я 100% всех строчек поэмы или только 90%. И уж совсем неважно, запомнил ли я, в каком порядке они следуют. Поэтому если я могу воспроизвести поэму по шпаргалке с умеренным количеством запинок, то это значит, что своей цели я уже достиг (хотя в школе «пятерку» бы мне за это не поставили). Это не тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Известно, что во всяком деле бóльшая часть времени расходуется именно на доработку и «шлифовку». Поэтому рациональнее выучить еще одну поэму на 90%, чем доводить эту до уровня 100%. Важным моментом при этом является то, что поэма настолько длинна, что она во много раз превосходит объем моей кратковременной памяти.
Впрочем, есть, конечно, особый шарм в том, чтобы сделать дело на 100%. Тут мне может пригодиться другая шпаргалка — в которой из каждой строки выписаны только первые буквы. Техника работы с этой шпаргалкой остается прежней.
Тут я должен отметить еще два принципиальных отличия от школьной системы. (1) В школе нас приучают к тому, что ошибки — это очень плохо. За ошибки ругают и снижают оценки. (2) В то же время, учебные задания, которые получают ученики, никак не зависят от их предыдущих оценок. Отличники упражняются в том, что они уже и без того хорошо знают, а двоечники маются над упражнениями, которые им не под силу. Первым уготована скука, вторым — комплекс неполноценности.
В действительности, ошибки в учебе неизбежны и они играют очень важную позитивную роль. Мои ошибки служат мне верным ориентиром: они говорят мне, над чем я должен упражняться дальше. В данном случае, благодаря пометкам, которые я делаю в шпаргалке, я имею возможность сосредоточиться именно над теми строчками, которые в настоящий момент еще не запомнились. Я учу только то, чего не знаю, и поэтому моя учеба исключительно осмысленна и эффективна. Ругать меня за ошибки и ставить мне за них какие-либо оценки было бы совершеннейшим абсурдом.
Этап четвертый: повторение
Хотя школьные учителя любят говорить, что «повторенье — мать ученья», в реальности же, школьный процесс проходит под девизом «сдать и забыть». На повторенье требуется совсем не много времени, однако если им пренебречь, то можно свести на нет все предыдущие усилия.
Есть две разновидности повторения — пассивное и активное. Пассивное повторение означает, что поэма остается присутствовать в окружающей среде и я продолжаю ее изредка слушать — пусть даже вполуха и между делом. Активное повторение — это проговаривание поэмы по памяти (вслух или про себя). Для этого идеально подходит всякого рода бросовое время, как то: ожидание в очереди, поездка в транспорте, сидение на уроке в школе. Шпаргалку иметь в этом случае необязательно, но нужны блокнот и ручка, чтобы делать пометки о забытых местах. Придя домой, я должен буду освежить эти места в памяти по полному тексту поэмы.
Повторения следует делать независимо от того, на какую высоту я поднял планку — на девяносто или на сто процентов. Просто во втором случае на активном повторении должен быть сделан особенно большой акцент. Ну и, разумеется, надо вовсю пользоваться заученными фразами в повседневной жизни.
Помимо стихов имеет смысл учить также и прозу (особенно пьесы). Это делается точно таким же образом, только текст следует сперва разбить на короткие строчки, наподобие стихотворных.
Примеры материалов, приготовленных для заучивания
К. Чуковский. Муха-Цокотуха
В тренажере «Бизон»
В тренажере «Бизон» с картинками-подсказками
Звуковой файл
Нарезка из звуковых фрагментов
К. Чуковский. Тараканище
В тренажере «Бизон»
Звуковой файл
Нарезка из звуковых фрагментов
К. Чуковский. Мойдодыр
В тренажере «Бизон»
Звуковой файл
Нарезка из звуковых фрагментов
К. Чуковский. Краденое солнце
В тренажере «Бизон»
Звуковой файл
Нарезка из звуковых фрагментов
К. Чуковский. Телефон
В тренажере «Бизон»
Звуковой файл
Нарезка из звуковых фрагментов
Отредактировано 09.11.2021
Понравилось! Я добавляю "механику". Например, в какой-то строке пару слов начинаются на одну и ту же букву.