<< Назад | Оглавление | Далее >>
Хвала учебе — проклятье школе
2. Постановка вопроса: зачем нужна школа?
Нет ничего сложного в том, чтобы раскритиковать систему школьного образования в пух и прах. Ни для кого не секрет, что учебный процесс, практикуемый в школах, чудовищно нелеп и неэффективен. Однако из высоких педагогических соображений говорить об этом громко в публичном пространстве не принято. В самом деле, как же можно ругать школу! Ведь это тогда услышат наши дети. Они и без того не проявляют особого рвения к школьным занятиям, а если мы к тому же нарочно будем ронять в их глазах учительский авторитет, так они, пожалуй, и вовсе не захотят учиться. Но давайте для начала зададимся вопросом: а имеет ли школа на самом деле к подлинной учебе вообще какое-либо отношение?
К критике школы можно подходить, как минимум, с двух сторон. Если мы выберем самый прямой и наивный подход, то сперва мы должны принять за чистую монету, что система школьного образования именно для того и существует, чтобы дать нашим детям как можно лучшее образование, то есть чтобы привить им такие знания и навыки, которые послужили бы оптимальной подготовкой к взрослой жизни и, в особенности, к профессиональной деятельности. Затем следует посмотреть на реальный уровень образованности школьных выпускников и на основании этого подвергнуть школу мощному шквалу справедливой критики. На это нам ответят, что, мол, да, система еще далека от совершенства, но корифеи педагогической мысли постоянно работают над ее улучшением. Надо только провести очередную реформу, укрепить законодательную базу, утвердить учебные стандарты, расширить финансирование, внедрить передовые технологии, увеличить срок обучения, ввести новые предметы, оснастить учебные классы компьютерами, перейти на электронные учебники, повысить зарплату учителям, и так далее, и так далее — этот список можно продолжать до бесконечности.
Однако на школьную систему можно взглянуть и с другой стороны. Давайте будем исходить из того, что школа в том виде, как она есть, уже сейчас идеально справляется со своими общественными функциями, и отсюда сделаем вывод о том, в чем же, собственно, эти функции заключаются. Логика тут простая: в чем школа преуспевает, для того она объективно и предназначена. Если при этом окажется, что хорошее образование наших детей в число ее приоритетных задач не входит — ну, что ж... для крупных общественных институтов вообще характерно, что их подлинное назначение может отличаться от того, которое прописано в общепринятой легенде.
Чтобы не быть голословным, приведу очевидный пример. Для чего существует такая общественная организация, как церковь? В соответствии с легендой — для того, чтобы облегчить человеку путь на небеса, чтобы после смерти уберечь его грешную душу от нескончаемых мук ада и, напротив, привести к вечному райскому блаженству. Спрашивается: насколько качественно и эффективно справляется церковь с этой задачей? — Это никому неизвестно. Но даже если процент душ, попавших в рай, оказался бы на поверку в точности равен нулю, это еще не стало бы основанием для упразднения церкви. Она вносит такой важный вклад в стабилизацию общества, что, как выразился один мудрец, «если бы бога не было, его следовало бы выдумать»[1]. Впрочем, в последнее время церковь пребывает в относительном упадке — потому что потребность в боге теперь уже не так велика, как раньше, и традиционные функции церкви перешли к другим общественным институтам, среди которых одно из главных мест занимает как раз предмет нашего разбирательства — школа.
_____________
↑↑ [1] Voltaire. Epître à l’auteur du livre des Trois imposteurs. (Вольтер. Послание автору книги о Трех обманщиках.) См., например, https://www.whitman.edu/VSA/trois.imposteurs.html
29.11.2021